Белгород-Днестровская крепость(Аккерманская)


Белгород-Днестровский - древнейший город в Украине и один из самых древних городов Европы. Наряду со всемирно известными Римом, Афинами Иерусалимом - город Белгород-Днестровский входит в десятку самых древнейших городов мира. Его история насчитывает 2500 лет. Будто в волшебном зеркале отражаются в лиманской глади сказочные башни. Основан город в 502 году до н.э., древними греками на пересечении торговых путей. Его первые имена Офиусса и Тира. Всего горд имел около двадцати имен, предпоследнее – Аккерман. Основана крепость на остатках античного города Тиры, и история её строительства связана с необходимостью защиты города от беспрерывных нападений многочисленных врагов.

Файл:Bilhorod Dnistrovskyi.jpg

О строительстве крепости существуют различные версии, строилась же крепость 200 лет. Одни считают её турецкой, другие – молдавской, а замок-цитадель – генуэзским. По тем временам крепость была достаточно мощным военно-оборонительным сооружением. Построена на высоком скалистом берегу Днестровского лимана из местного камня-известняка.

/_For_Pages/Ph_2003/galery/8ph/bd/images/bd_01.jpg

Она представляет собой неправильный многоугольник площадью чуть больше 9 га. Протяженность оборонительных стен около 2,5 км, высота стен и башен от 5 до15 м, толщина от 1,5 до 5 м. Крепость с трёх сторон окружена рвом, который заполняется водой, ширина его до 14 м, первоначальная глубина - 22 м. С севера она омывается водами Днестровского лимана.

/images/krepost.jpg

Ее возникновение неразрывно связано с историей Приднестровья и всего Северного Причерноморья, Археологическими исследованиями доказано, что люди здесь обитали еще десятки тысяч лет тому назад. Это подтверждается предметами материальной культуры, обнаруженными во многих местах на широких просторах причерноморских степей. В 1963 году на территории Белгород-Днестровской железнодорожной больницы археологами были обнаружены орудия труда и другие предметы деятельности древнего человека.

/734470.jpg

Исторические источники свидетельствуют, что основали город на правом берегу Днестра выходцы из древнегреческого полиса Милета. Называя Днестр Тиросом, греки нарекли город Тиром. Тира, основанная в удачном месте пересечения водных и сухопутных торговых путей, быстро стала многолюдным и богатым городом. Уже в 4 в. д.н.э. Тира получила статус независимого города-государства, издавала свои законы, чеканила монету и даже вела собственное летоисчисление, и имела свое войско.

 

К середине IV века новой эры с востока нагрянули гунны, которые разрушили причерноморские города, в том числе и Тиру. Снова город становится известным лишь спустя пять столетий и под другим названием.

http://www.nice-places.com/photos/albums/Akkermanskaya-Krepost%28Belgorod-Dnestrovskiy%29/normal_IMG_3074.jpg

В 9 - 13 вв. здесь поселяются славянские племена тиверцев и уличей и строят город на месте древней Тиры. В 9 - 12 вв. город входит в состав Киевского государства под названием Белгород-на-устье-Днестра. По утверждениям историков, в 911 г. именно отсюда начинал победоносный поход на Царьград князь Олег. Под этим названием он вошел в состав Древнерусского государства и превратился в важный форпост на рубеже между Русью и Византией, которая на протяжении столетий угрожала Киевскому государству, пытаясь захватить его окраинные земли.

/Data/Forum/BBB10BFA-39A7-402E-B7C0-B8EF1902A271/80c5a0bc-3087-4cc4-97a9-c83e6bef18b0.jpg

С тех пор место слияния Днестровского лимана с Черным морем стало именоваться Цареградским гирлом. После распада Киевской Руси средневековый Белгород входит в состав Галицко-Волынского княжества, земли которого простирались от Карпатских гор до Черного моря, затем Венгерского королевства. В конце 13 в. татаро-монголы под предводительством хана Ногая захватили Белгород. В 14 в. Купцы из Генуи поселяются в городе, и воздвигают на самом высоком берегу Днестровского лимана грациозный четырех башенный замок-цитадель Мон-Кастро. В этот период Белгород становится главным портом и столицей южных провинций Молдавии, центром православия.

Файл:Belgorod ua.jpg

Опасным завоевателем того времени была Оттоманская Турция. Три попытки предпринимали турки в течение 50 лет для завоевания города, и только 300-тысячная армия во главе с "владыкой мира" султаном Баязетом 2. сумела одержать победу над защитниками крепости. В 1484 город был сдан на милость победителям. Турецкие завоеватели назвали город Аккерман. Их господство продолжалось 328 лет. Освобождение пришло в результате серии русско-турецких войн. И в 1812 г. Аккерман вошел в состав Российской империи.

Файл:Tyras1.jpg

На протяжении XVI – XVII вв. к стенам Аккерманской крепости неоднократно совершали походы украинские казаки под руководством гетманов Г. Лободы, И. Сирко и полковника С. Палия.

http://www.nice-places.com/photos/albums/Akkermanskaya-Krepost%28Belgorod-Dnestrovskiy%29/normal_IMG_3056.jpg

В XVIII в. Россия превратилась в крупную мировую держав, занимавших важное место в системе международных отношений. События трёх русско-турецких войн затронули в это время территорию южной части России. В 1770, 1779 и 1806 годах русские войска освобождают город и крепость от турок, но только в 1812 г. между Россией и Турцией был подписан Бухарестский мирный договор, по условиям которого территория юга Бессарабии была присоединена к России. В 1832 г. крепость была упразднена как военно-оборонительное сооружение, в 1896 г. была объявлена историко-архитектурным памятником.

/gallery/1185022110/gallery_13193_661_40604.jpg

Немало пережил город за многие годы. Был под властью Рима, входил в состав Киевской Руси, был завоеван татаро-монголами; его хозяевами становились венецианцы, генуэзцы, венгры, поляки, молдаване. С 1484 года триста лет был под турецким игом, входил в состав Российской империи, с 1918 по 1940 гг. – в состав Румынии и с 1944 года в составе Украины.

/uploads/posts/2009-07/1247317670_1o.jpg

Вход в крепость со стороны города осуществлялся через Главные (Килийские) ворота - мощное двухэтажное каменное сооружение с подъемным мостом, двумя створчатыми воротами и двумя остроконечными решетками-герсами. Здесь бывали Геродот и Митридат, хан Ногай и султан Баязид, древнерусские князья Кий, Игорь, Олег, Святослав, Кутузов и Пушкин, декабристы и вольнодумцы, Леся Украинка, М.Горький и др.

/uploads/photos/188/188800_2.jpeg

Башня цитадели ("башня-темница") - состоит из трех ярусов.Первый ярус изолирован от остальных, так как там содержались опасные преступники,а второй и третий сообщались между собой при помощи каменной лестницы. С этой башней связано множество легенд. Одна из них гласит о том, как сюда заточили непокорную красавицу Прасковею.

 (699x375, 104Kb)

На протяжении многих лет ведутся реставрационные работы. Это очень сложный и трудоемкий процесс. Большой интерес крепость вызывает у кинематографов. Около 30 картин было снято здесь. Это "Отелло", "Корабли штурмуют бастионы", "Дорогой ценой", "Зарубки на память", "Орлиный остров", "Чертова дюжина", "Соленый пес", "Соленый пес", "Рустам и Сухраб", "Поэма двух сердец", "Сказание о Сиявуше", "В начале славных дел", "Огненные дороги", "Капитан Немо", "Волны Черного моря", "Шекспириана", "Пустыня", "Рыцарский замок", "Мушкетеры 30 лет спустя" и многие другие.

/images/castle.jpg

Некоторые исследователи считают, что цитадель построена генуэзцами, проникшими сюда на рубеже XII-XIII вв., в виде четырехугольника с выступающими башнями по углам (северо-западная обрушилась в 1888 г.), стены ориентированы по сторонам света. Башни круглые, многоярусные, с подвальными помещениями, юго-восточная и юго-западная башни возведены на пятигранных основаниях.

/photo/images/pic/9/7/3195679_ce14c4c.jpg

Памятный знак на месте православной церкви.

В стенах и башнях - узкие щелевидные бойницы с широкими полуциркульными камерами со стороны двора, по периметру которого в три яруса проходили деревянные боевые галереи. Стены завершались зубцами-мерлонами. Шатровые крыши башен покрыты черепицей.

Каждая башня имела свое назначение: юго-западная служила тюрьмой, самая большая - юго-восточная - была комендантской. В ней в 1789 г. М. И. Кутузову турки сдали ключи от крепости.

/TUR-UKR/25/2.jpg

В подвале северо-восточной башни находился запасной выход из цитадели, северо-западная была сокровищницей. В огромных подвальных помещениях цитадели находился арсенал - главное хранилище оружия и боеприпасов.

/TUR-UKR/25/4.jpg

Стены, башни, ворота. Внешние стены в плане имеют форму неправильного многоугольника, периметр их около 2 км, высота стен до 7, толщина до 5 м. Вдоль внешних стен сохранилось 20 башен открытого и закрытого типа (прямо- 265 угольных, полукруглых, восьмигранных и треугольных а плане). Башни трехъярусные с бойницами высотой до 11 м.

 

Со стороны суши стены опоясаны обводным рвом шириной 14 м. Из многочисленных башен внешней стены только две угловые имеют названия: юго-западная-Пушкина и юго-восточная - Овидия, или Девичья. Башня Пушкина четырехгранная, трехъярусная с балконом. Отсюда хорошо просматриваются город, крепость и лиман. Названа в честь поэта, побывавшего в Аккермане и совершившего прогулку по крепости, которую увековечил стихотворением «К Овидию».

/akkerman4.JPG

Башня Овидия, или Девичья, восьмигранная, трехъярусная, покрыта шатровой черепичной кровлей. Названа именем великого римского поэта. Второе название взято из легенды, повествующей о заточении отцом в этой башне принцессы Тамары за жестокое обращение с народом.

http://www.nice-places.com/photos/albums/Akkermanskaya-Krepost%28Belgorod-Dnestrovskiy%29/normal_P4253530.JPG

Внутренние стены делят территорию крепости на три части. Южный (первый, или Гражданский) двор предназначался для укрытия мирного населения Белгорода во время осады. От многочисленных построек двора сохранились только минарет мечети и руины бани. Остальные сооружения в XIX в. были разобраны на камень.

/37/0/373123.jpg

Внешних ворот в крепости двое: Главные и Овидиопольские. Главные (Килийские) ворота со стороны города в виде полуциркульной арки находятся в двухъярусной башне восточной стены. Вход закрывался двумя створчатыми воротами и двумя спускающимися решетками. На верхнем ярусе были подъемные устройства. Перекинутый через ров подъемный мост в случае необходимости поднимался, в XIX в. он заменен каменным. Овидиопольские ворота в виде коробовой арки находятся со стороны лимана во внешней западной стене.

/photos/2008/07/01/853043.jpg

 Крепость по тем временам была мощным военно-оборонительным сооружением, имела постоянный гарнизон, который был вооружен и обеспечен всем необходимым для длительной борьбы в условиях осады.

 (699x498, 110Kb)

Одним из наиболее "загадочных" архитектурных элементов средневековой крепости в городке Белгород-Днестровский в Одесской области является огромный треугольник, расположенный на одной из стен, обращенных к лиману. Фигура состоит из десяти вмонтированных в кладку каменных ядер. Несколько десятков лет этот архитектурный элемент привлекает внимание исследователей, располагаясь на одном из самых видных мест крепости.

 (699x316, 62Kb)

Тем не менее, разгадать его "тайну" до сих пор не удавалось. Почему-то, традиционно считалось, что это результат артобстрела или какой-то турецкий оберег.В то время как изображение из десяти точек, выстроенных в виде правильного треугольника с центральным "ключевым" звеном - распространенный сакральный символ, известный еще со времен античности под названием тетрактис. Его изобретение приписывается Пифагору, но древнегреческий математик и философ мог заимствовать фигуру из древнеегипетских научных знаний - в египетской мифологии треугольник являлся эмблемой бога.

 (699x499, 111Kb)

Тетрактис - верховный символ универсальных сил и процессов, которые имеют место во Вселенной. Круглый камень (каменная полусфера, ядро) - знак совершенства, символ силы концентрации и единства. Цифра 10 - священное число пифагорейцев. Оно считается интегральным, совершенным, завершенным и рассматривается в античной ментальности, как парадигма творения.В эпоху средневековья философское и сакральное наследие Пифагора заимствовало масонство. Что неудивительно, поскольку геометрия - основной интеллектуальный инструмент "вольного каменщика" (франкмасона).

 (699x523, 105Kb)

Слово "масон" первоначально обозначало именно зодчего, и было связано только с архитектурными и строительными работами. Расцвет готики повлек за собой рост авторитета строителей великолепных соборов, особенно руководителей работ и архитекторов. Стены средневековых соборов сохранили изображения и самих зодчих, и изображения строительных инструментов, и стилизованные знаки "вольных каменщиков". Как и представители других специальностей, строители объединялись в профессиональные, "вольные" от феодальных повинностей гильдии (ложи), во главе с мастером.

 (699x447, 79Kb)

Имя одного руководителей строительства Белгородской крепости сохранилось на мраморной таблице: "мастер Федорко", грек по национальности, который закончил к 1440 году по заказу молдавского господаря Стефана Воевода, возведение стен малого, Гарнизонного двора. В его системе и находится сегмент-пристройка с тетрактисом. Архитектурный облик Белгорода восхищал средневековых путешественников и напоминал им крепость Галату в Константинополе, тогдашней столице Византии. Видимо, оба укрепления сооружены греческими зодчими, каковым и был Федорко - приглашенный профессиональный архитектор. "Мастер", в данном случае - очевидный титул цеховой иерархии.

 (699x501, 147Kb)

Казалось бы, тайна "загадочного" треугольника раскрыта. Его соорудили задолго до начала турецкого периода в истории крепости (1484 год) византийские архитекторы. При помощи теодолита и таблиц астрономического календаря выяснилось, что плоскость стены с расположенным на ней тетрактисом сориентирована на точку восхода солнца в первый день весны. Именно первого марта солнце впервые за год восходит на линии этой плоскости, пуская тень на каменные ядра фигуры.В то время как 15 октября является последним днем, когда огромный треугольник открыт прямым лучам восходящего солнца. В последующий период года, до самой весны, солнце восходит с тыльной стороны пристройки.

 (699x499, 87Kb)

Такое расположение сегмента крепости с тетрактисом - не случайно. Плоскость стены специально открыта для максимального освещения солнцем в период с начала весны до середины осени. Поскольку 1 марта и 15 октября являются ключевыми датами европейского аграрного календаря. Именно они определяют начало и завершение сельскохозяйственного сезона. Более того, в византийском календаре с первого марта начинался отсчет нового года. Поскольку именно в пятницу 1 марта 1 года мировой эры, исходя из библейских предпосылок, был сотворен Адам. Это событие служило византийцам началом исчисления всей хронологии. Первое марта считалось началом нового года еще у римлян. Характерно, что в юлианском календаре год состоял только из 304 дней или 10 месяцев, после которых шел безымянный и ненумеруемый, зимний период. В силу неточности юлианского календаря, в Западной Европе в 1492 году первый день нового года были вынуждены перенести на 1 сентября. А спустя столетие, в ночь с 14 на 15 октября 1582 года, состоялся переход католических стран на более совершенный, Григорианский календарь.

 (699x501, 77Kb)

День 15 октября в Византии, начиная с X в., отмечен религиозным праздником Покрова Святой Богородицы. В истории аграрных сообществ, это день считается концом сельскохозяйственного сезона, началом "мертвого" зимнего периода. До сих пор на юге Украины и в Бессарабии Святые Покрова считаются временем окончания работ в поле после сбора урожая. В этот день происходит первая встреча зимы, начинается период свадеб и покровских ярмарок. После этого тетрактис предстал в новом свете - как огромный настенный хронометр, как архитектурный образчик сакрального функционализма. Такой крупный, по средневековым меркам, город, как Белгород (с населением более 20 тыс. человек), с развитой системой торгово-экономических отношений, не мог обойтись без своих общественных приспособлений для измерения среднегодичного, аграрного времени.

Белгород-Днестровский. Археологические раскопки античного городаТира (V в. до н.э.), общий вид.

Солнечные часы были важнейшим, самым распространенным и простым хронометрическим приспособлением, действие которого основано на суточном или годовом движении Солнца по небесной оси. Солнечные часы изобрел еще в Древней Греции Анаксимандр Милетский, и первоначально это приспособление было предназначено не для измерения времени суток, а для контроля и корректировки календарных данных. Римский зодчий Витрувий описал уже не менее 13 видов солнечных часов. В конце XIV века в Центральной Европе были распространены даже настенные вертикальные солнечные часы с горизонтальной теневой штангой, заимствованной из египетских образцов. В середине XV в. астроном и математик де Региомонт в Нюрнберге становится автором первого специального труда о солнечных часах. Создаются первые учебники по солнечным часам, теорию их действия стали преподавать в университетах Европы.

/_pu/0/96852.jpg

Другими словами, ко второй половине XV в. (время окончания строительства Белгородской крепости) европейские математики и астрономы прекрасно понимали, что Солнце является надежным хроноиндикатором, корректирующим любой календарь. Особенно в условиях несовершенства юлианской системы, принятой еще в 46 г. до н.э. При таком положении вещей тетрактис служил своеобразным астрономическим репером, определяющим календарное начало весны. Не исключено, что с его помощью происходила ежегодная корректировка существующего календаря именно юлианского образца, о чем свидетельствует наличие "мертвого", зимнего периода в "работе" треугольника.

 (699x466, 146Kb)

При восходящем солнце, и первых теньях, на каменных полусферах плоскости стены, на восточных вершинах треугольника, "проявляется" не виденный барельеф. В существующих описаниях крепости он не был известен. И не удивительно - барельеф можно заметить лишь в "активный" период года, ранним утром, при наличии солнечной боковой тени. Это криптограмма, которую зодчие пытались скрыть от глаз "непосвященных" в характерной средневековой манере. Едва солнце зашло за плоскость стены, как таблица с высеченным рисунком "исчезла". Она изготовлена из белого сарматского известняка и вмонтирована в кладку стены, не выделяясь из ее структуры.

Изображение окантовано рамкой в виде арки с полукруглым сводом и разделено на четыре части, каждая из которых занята отдельным элементом. Верхнюю часть композиции занимает треугольник, перевернутый вершиной вниз, от которой отделяется капля. Внутрь фигуры вписан малый треугольник, вершина которого увенчана символическим изображением "всевидящего ока".Под треугольником находятся два сосуда: кувшин и ваза. Кувшин с приталенным туловом, одной ручкой и куполовидной крышкой на венчике. Высоким изогнутым носиком он развернут в сторону двуручной вазы с приземистым, приталенным туловом, в которой стоят четыре розы в разной степени цветения. Первый справа цветок отличается упругой, вертикально стоящей ножкой, на которой покоится зрелый, мощный бутон.

Рядом цветок на высокой ножке, который полностью распустился. Третий цветок несколько ниже второго, его ножка подкошена, закрытый бутон с едва заметными признаками увядания. Наконец, последний, четвертый цветок, самый вялый. Ножка почти падает под тяжестью увядшего бутона.Нижняя часть композиции, между поддонами двух сосудов, занята ромбом с четырьмя точками внутри. Расшифровка криптограммы не вызывала особых трудностей, поскольку каждый из этих символов обладает глубокой семиотической насыщенностью и по отдельности встречается в мифологии и этнографии большинства земледельческих народов Евразии на протяжении тысячелетий. В изображении зашифрована идея развития всего аграрного цикла: от засева поля, до сбора урожая и его хранения. Указаны силы природы, от которых этот цикл зависит.

P9010159.JPG

Верхнее поле, символизирующее небесную сферу (область божественная), занято одним из наиболее мощных и универсальных символов, который обозначает "воду, плодовитость, дождь, божественную милость". Перевернутый треугольник - знак необычайно древний. Это символ "женского начала", "лунный знак". Поэтому не что иное, как пролитый с небес дождь символизирует собой капля, стремящаяся вниз от вершины треугольника. А божественную милость этого явления подчеркивает "всевидящее око господа", расположенное в середине фигуры. От падающей капли напрямую зависит нижняя часть изображения (область земного), поскольку здесь находится ромб с точками внутри - один из древнейших и наиболее распространенных земледельческих символов. Академик  Рыбаков называл эту композицию "ромбо-точечным орнаментом", которая символизирует собой засеянное поле.

P9010189.JPG

Эта символика необычайно распространена со времен энеолита (ромб с точками присутствует на многих трипольских женских статуэтках и керамике), вплоть до наших дней (узоры на писанках, вышиванках, рушниках). Семантика его не выходит за рамки магии плодородия, в которой ромбы с точками нередко соседствуют с идеограммами небесной воды и дождя. Ваза с розами - давний символ "плодородия вод". В христианской традиции роза символизирует "божественную" гармонию мироздания. В нашем случае четыре цветка символизируют смену четырех времен года. Различная степень состояния каждого цветка означает восходящие (теплые, живые) и нисходящие (мертвые, холодные) времена года. Изображение закрытого кувшина еще со времен античности обозначает сохранность урожая, достаток и богатство в доме.

P9010146.JPG

Средневековье - это зашифрованный символизм. Поэтому криптограмму следует рассматривать не только в едином стратиграфическом, но и функциональном контексте самого тетрактиса. Сегодня пифагоров треугольник по-прежнему "работает", как и пятьсот лет тому назад. Нами собран небольшой каталог схематического распределения теней применительно к некоторым датам в период функционирования тетрактиса. Уже сейчас очевидно, что длина, направление и даже контрастность теней на фигуре зависит от времени года. Каждый новый день дает очередную разновидность теней, которые позволяют, при определенной сноровке, ориентироваться в календарном цикле даже современному наблюдателю. С изобретением более точных механизмов для контроля времени и корректировки календаря, пифагоров треугольник утратил свое первоначальное функциональное значение. Издавна процедура контроля времени, течение которого подвластно лишь Богу, считалась священной.

P9010069___.jpg

Вот почему античный тетрактис, как хронометр, в Европе трансформируется в символ божественности ("Священная пирамида" со всевидящим оком), который перекочевал в христианскую традицию. Сегодня ряд косвенных признаков позволяют связывать происхождение тетрактиса с более ранним, генуэзским периодом в истории Белгорода (конец XIII в.). Однако проблема узких датировок остается пока открытой.

 

Другой первостепенной задачей в исследованиях видится поиск аналогий уникальному (не только в отечественном, но и европейском масштабе) памятнику средневекового зодчества, коим является пифагоров тетрактис на стенах Белгород-Днестровской крепости.

источник

Если хочешь построить корабль, то не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря...

Антуан де Сент-Экзюпери