Мгарский монастырь.



Существует предание, что святая обитель берет свое начало еще в домонгольский период, еще до ХIII века она стояла на этом месте. Однако чаще всего историю создания монастыря связывают с именем выдающегося церковного деятеля митрополита Киевского Исаии Копинского. Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет провел он в беспрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии.

http://www.mgarsky-monastery.org/gallery/img/1/1_slideshow.jpg

Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от Лубен. Решение княгини не было случайным — ведь росла она в православной семье, была двоюродной сестрой митрополита Петра Могилы и всю жизнь свято хранила отцовский завет: «Утверждающий и украшающий церковь утверждает и украшает душу свою». В народе говорят, что место для сооружения монастыря княгине Вишневецкой подсказали ангелы. Упоминает об этом в повести «Близнецы» и Т.Г. Шевченко, не раз бывавший в этих местах.

http://club.foto.ru/gallery/images/preview/2006/07/27/661452.jpg

Тарас Шевченко в повести «Близнецы» писал: «...дочери лютого Еремии Вишневецкого снился сон, что она в раю и ее оттуда вывели ангелы, говоря, что если она своим коштом выстроит храм Божий близ города Лубен, то поселится уже на веки вечные в раю». Вишневецкие в то время были богаты и владели огромными территориями. «Вишневетчина» включала 53 города, местечка и села, среди которых выделялись Лубны, Ромны, Глинск, Пирятин, Полтава и другие.

http://www.phototag.ru/show/21565_101523/m2

Парадоксом оказалось то, что православный монастырь был выстроен на деньги дочери ревностного католика – Раины Вишневецкой. Основана обитель стараниями Исаии Копинского, митрополита Киевского. В 1619 году княгиня Раина Могилянка-Вишневецкая выдала ему грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу. В те времена это место находилось в стороне от населенных пунктов, здесь ощущалось спокойствие и благость уединения. За свою почти четырехсотлетнюю историю монастырские стены повидали многое – от жестоких кровопролитий до чудес животворящих.

[more]

Мгарский монастырь — духовная жемчужина Лубенской земли — уже много веков возвышается над живописной Сулой, маня к себе все новых искателей даров небесных. Сердца паломников раскрываются здесь навстречу чему-то несказанному, непостижимо высокому и давно желанному. Мир иной стучится в души людей тишиной и радостью, которые в суете будней, увы, нам недоступны.

http://tavria.org.ua/forum/files/2__535.jpg

Вначале большинство зданий монастыря возводились из дерева, что приводило к пожарам. Только во второй половине XVII века на Левобережье создаются крупные архитектурные ансамбли, своеобразные по планировке. В этих строениях в яркой форме проявились характерные черты архитектуры того времени. Мгарский монастырь стал образцовым в этом отношении. В состав монастырского комплекса, со временем окруженного каменной оградой, входили воздвигнутые в разное время Преображенский собор, домики келий, дом игумена, странноприимца. В конце XIX века их пополнила теплая Благовещенская церковь и колокольня над въездными воротами. Все это было удачно привязано к рельефу живописной местности и создавало неповторимый архитектурный ансамбль.

http://impuls.fotoclub.info/photo/-photos/big/0k/photo1_1196937872.jpg

Мгарский монастырь занимает видное место в истории и духовной культуре Украины. В 1622 году игумен Исаия Копинский создал здесь братство, активно противостоящее окатоличиванию левобережных украинцев. За почти четыре века существования монастырские стены видели многих выдающихся людей своего времени. Так, в 1663 году в Мгаре под именем монаха Гедеона находился сын Богдана Хмельницкого — Юрий. В 1781–1786 годах игуменом монастыря был Мельхиседек — идейный вдохновитель Колиивщины.

http://sobory.ru/pic/10520/10525_20090507_152944.jpg

Вообще, развитие Мгарского монастыря всегда находилось под внимательной опекой украинских гетманов и российских монархов, которые не раз выдавали ему охранные универсалы и жалованные грамоты, способствуя расширению монастырских угодий и его хозяйственной независимости.

http://i.i.ua/photo/images/pic/2/4/4515842_c87a917a.jpg

В феврале 1654 года в обитель прибыл Константинопольский Патриарх Афанасий, который любил останавливаться здесь во время поездок в Москву и обратно на родину. Во время пребывания в монастыре обострилась болезнь святителя, и 5 апреля он почил. Он был погребен игуменом Петронием по восточному обычаю: в патриарших одеждах и в сидячем положении, в каменном склепе монастырского Преображенского собора. 1 февраля 1662 года святые мощи святителя были обретены нетленными, он был прославлен в сонме святых (память 15 мая по н. ст.). Непривычное для Руси погребение святителя в сидячем положении стало причиной наименования его Афанасием Сидячим. Ныне его мощи находятся в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова.

http://kemclub.ru/best/3598124.jpg

В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетьманов И. Самойловича и И. Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр). Освящал новопостроенный собор митрополит Киевский Варлаам (Ясинский). От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев.

http://www.hram-feodosy.kiev.ua/img_col/062010_1.jpg

 

В ХVII–ХVIII веках создается летопись Мгарского монастыря, содержащая ценные сведения по монастырской истории и истории Украины. Ныне ее рукописи хранятся в научных библиотеках нашей страны. Святую обитель посещали многие гетманы Украины, общественные и культурные деятели. Здесь бывали Петр І, Александр Пушкин, Иван Мазепа, многие классики украинской литературы ХIХ и ХХ веков, в том числе и Тарас Шевченко. Многие из посещавших монастырь становились его ктиторами. Так,в 1684–1692 годах на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы был воздвигнут величественный каменный Спасо-Преображенский собор. В 1785 году на месте уединенных подвигов святителя Афанасия была построена колокольня. Тогда же основан скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. В росписи монастырских храмов принимал участие известный живописец И. Максимович. Монастырь оказал значительное влияние на духовное становление преподобного Паисия Киево-Печерского (уроженец г. Лубны), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа, оптинского игумена Феодосия (Попова) и многих других. В 1911 году монастырь посетила великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Об этом событии в «Полтавских епархиальных ведомостях» писали так: «22 августа посетила лубенский Спасо-Преображенский монастырь Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Навстречу Великой Княгине, к 5-часовому киевскому утреннему поезду выехал из монастыря настоятель архимандрит Александр. Ее Высочество прибыла в сопровождении гофмейстера Корнилова и трех сестер милосердия московской Марфо-Мариинской общины…
Откушав чаю в покоях настоятеля, Ее Высочество со свитой и почетными гостями изволила осматривать обитель. С молитвенным настроением прошла она по липовой алее, насаженной руками святителя Иосафа Белгородского, взяла на память кусочек дуба святителя Афанасия, приобрела в иконно-книжной лавке много икон святителя Афанасия. При этом Ее Высочество благодарила за гостеприимство, а особенно за доставленное Ей молитвенное утешение благолепным служением и трогательным исполнением песнопений старинного церковного напева. Удостоив разделить с почетными гостями скромную трапезу, предложенную Ее Высочеству отцом настоятелем монастыря, Великая Княгиня еще раз прошла в собор, приложилась к монастырским святыням и, милостиво простившись с провожавшими, отбыла на станцию Лубны для дальнейшего следования в Москву через Белгород…»

http://dlm1.meta.ua/pic/0/7/152/fohH1_772l.jpg

После переворота 1917 года озверевшие "строители новой жизни" расстреляли ни в чем не повинных мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Архивы свидетельствуют о том, что братия Мгарского монастыря не поддавалась революционным и националистическим веяниям и стояла на стороне канонического Православия, за что не раз обвинялась в реакционности. В августе 1919 года Лубны многократно переходили из рук в руки. Когда власть захватили красные, они взяли под строгую охрану мост через Сулу. Монахи помогли деникинцам переправиться через реку возле монастыря, и те, неожиданно ворвавшись в город, захватили власть.

http://www.mgarsky-monastery.org/images/main/081-9-big.jpg

Но на следующий день в город снова вошли красноармейцы. Вечером 5 августа, когда в монастыре шла подготовка к службе, туда прибыли большевики. Под видом переписи они забрали 24 монаха и под конвоем погнали в Лубны, захватив с собою пару волов, груженных 100 пудами зерна. На следующий день монахов из военного комиссариата направили этапом на железнодорожную станцию, а оттуда погнали быстрым шагом по Пирятинской дороге. Их сопровождали семь красноармейцев. Позже, в сумерках, их догнал отряд кавалерии. К настоятелю игумену Амвросию подошел комиссар и с криком: "Довольно вам морочить людей!" - выстрелил в упор из револьвера. Затем группами по восемь человек были расстреляны остальные пленные. Были убиты игумен и 16 монахов, остальные остались живы, некоторые получили ранения разной степени тяжести.

http://www.mgarsky-monastery.org/images/history/018-1-big.jpg

Когда деникинцы снова захватили город, тела монахов сначала привезли в часовню при земской больнице, а потом — в монастырь. Похоронили на монастырском кладбище, возле скита. На месте погребения новомучеников за алтарем скитской церкви в настоящее время установлен крест…

http://www.mgarsky-monastery.org/images/main/076-1-big.jpg

Следует сказать, что история Мгарского монастыря изучена недостаточно, да и архив его таинственно пропал в годы второй мировой войны. В последний раз его видели в лесной избушке, на чердаке, сразу после войны. После революции 1917 го-да у монастыря конфисковали немало ценностей: один только гроб «Афанасия Сидящего» весил до 10 пудов (чистого серебра). Во время гражданской войны колокола были сняты и переплавлены на оружие. Сейчас напоминание о большевистских временах в храме – расстрелянная икона св. Александры. Все лицо святой изрешечено солдатскими пулями. Его не реставрируют специально – в назидание потомкам.

http://www.mgarsky-monastery.org/images/main/mgar-big.jpg

В 20-е годы на территории монастыря был создан патронат, где содержались дети "врагов народа". С 1937 года здесь дислоцировался дисциплинарный батальон, с 1946-го — военные склады. А в 1985-ом в монастырских помещениях разместился пионерский лагерь.

http://www.ortodox.donbass.com/anons/pic/ikona.jpg

Долгие годы попрания святынь и гонений на Церковь не пощадили Мгарский монастырь. В разоренном, оскверненном и полуразрушенном виде до 1993 года находились Преображенский собор, колокольня, Благовещенская (теплая) церковь, настоятельский корпус (в руинах), келейный корпус ХVIII века, скитская церковь святителя Афанасия (ныне Благовещенская), часть ограды. В мае 1993 года монастырь был возвращен Православной Церкви. Во главе с наместником монастыря архимандритом Филиппом (Осадченко, ныне епископ Полтавский и Кременчугский) началось восстановление святыни.

источник

главное фото

Если хочешь построить корабль, то не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря...

Антуан де Сент-Экзюпери