Персоналии

Мой дом — Украина

ИВАН ТРУШ. ИМПРЕССИОНИЗМ ПО-ЛЬВОВСКИ

Posted By on Апрель 6, 2012

17 января 1869, село Высоцкое, Львовская область — 22 марта 1941, Львов

Иван Труш Автопортрет.

Украинский живописец-импрессионист, мастер пейзажа и портретист, художественный критик и организатор художественной жизни в Галиции в начале ХХ века.
Иван Труш родился в селе Высоцкое, недалеко от городка Броды, на Львовщине в семье сельского портного. Иван был первенцем в семье и рос, как поэтично написали о нем в одной из статей, «в любви и ласке, а вокруг него в легком дрожании ветерка витал дух украинских песен и сказок, традиций и красок».
Заметив тягу мальчика к знаниям, отец после окончания начальной школы отвез Ивана учиться в Бродовскую реальную гимназию. В 1881 году юноша успешно сдает экзамены и начинает учебу. В гимназии и началось серьезное увлечение Труша рисованием. Нелегкими оказались годы учебы в гимназии. Особой финансовой поддержки от семьи не было, и Иван, вынужденный зарабатывать себе на жизнь сам, начал давать частные уроки и делать на заказ небольшие портреты по фотографиям. Такое копирование приносило, пусть небольшие, но деньги. Историки уточняют, что учился юноша неважно, зато был лучшим на уроках живописи и литературы. Кроме того, он отличился особой тягой к познанию истории искусств, много читал и обладал хорошими знаниями античной и европейской литературы. После окончания гимназии в 1891 году Иван твердо решил посвятить свою жизнь живописи, и с этой целью отправился в Краков.

Учеба

22-летний Труш без труда поступает в Краковскую Академию изящных искусств, его педагогами становятся известный мэтр польской живописи Ян Матейко и пейзажист-модернист Ян Станиславский (Jan Stanisawski, 24 июня 1860 — 6 января 1907). Станиславский, родившийся в Киевской губернии, учившийся в Санкт-Петербурге и в Париже у Эмиля Каролюс-Дюрана, с 1887 года начал преподавать в Академии и опекал украинских студентов, как пишет Википедия, «имея сентимент к своей малой родине». Своих учеников художник часто выводил на этюды на природу, подальше от скучных академических классов. Наряду с преподаванием в Академии, Ян Станиславский был одним из основателей Товарищества польских художников «Штука» (Искусство). Среди других преподавателей Труша историки называют известных, в то время, польских художников – профессоров Леона Вичулковского, Изидора Яблонского, Владислава Лужкиевича, Ю. Унежиського и Л. Леффлера. Труш был трудолюбивым и любознательным студентом, как писал о нем один из друзей, «он рисует везде и всё».

Иван Труш в годы учебы в Краковской Академии.

Но сам художник, с теплом вспоминая учебу в Академии, о своей жизни в Кракове писал: «Моя жизнь в Кракове связана с почти непрерывной голодовкой. Я жил, благодаря заработкам, полученным за рисование плохих портретов и китчевых пейзажей».
Когда совсем стало не на что жить бедному студенту-живописцу, Иван в 1894 году решил поехать в Вену (Краков тогда входил в состав Австро-Венгрии). Он пишет: «Я надеялся найти какую-нибудь вечернюю или ночную работу, чтобы иметь возможность днем учиться в тамошней Академии искусств. Но и это мне не удалось. Я вынужден был днем зарабатывать кичами, чтобы по вечерам слушать некоторые лекции в университете или просиживать часами в библиотеке, чтобы согреться». Это потом историки напишут, что художник поехал в Вену, чтобы «повысить свой уровень знаний».
В конце концов, Труш возвращается снова в Краков. Здесь ему окончательно не пасть духом помогли студенты — земляки. Они основали Товарищество «Громада» (Община), членом которого стал и Труш. Особо художник сблизился с известными в будущем в Украине деятелями культуры – писателем Василием Стефаником (1871-1936) и коллегами, львовскими живописцами Олексой Новаковским (2 марта (14 марта) 1872 — 29 августа 1935) и Осипом (Иосифом) Куриласом (26 июля 1870 — 25 июня 1951).
К тому же в учебе, как и в финансовой ситуации, тоже наметился прорыв – Иван неоднократно был награжден серебряными и бронзовыми медалями за академические работы, в большей степени — пейзажи.
На выпусном курсе Иван Труш на собранные средства совершил поездку в Мюнхен, где в течение короткого времени учился в студии известного австро-венгерского художника и педагога словенского происхождения Антона Ажбе (Anton Abe, 30 мая 1862 — 6 августа 1905). Ажбе являлся значительной фигурой в художественной среде Мюнхена. По настоянию группы студентов Мюнхенской Академии художеств, недовольных процессом обучения в Академии, он в 1891 году основал в городе частную художественную школу. Среди учеников Ажбе было немало впоследствии известных русских художников – Давид Бурлюк, Марианна Верёвкина, Игорь Грабарь, Мстислав Добужинский, Василий Кандинский, Дмитрий Кардовский, Кузьма Петров-Водкин и Алексей Явленский.

Львов

Закончив краковскую Академию в том же 1897 году, Иван Труш переехал во Львов, ставший для него родным городом, где первое время жил в семье этнографа Иосифа (Осипа) Раздольского. Обосновавшись во Львове, художник сразу же включился в общественную жизнь.

Иван Труш.

Нужно отметить, что Труш интересовался не только живописью, но и театром, литературой и музыкой. Будучи сторонником возрождения национальной культуры, Труш уже в 1898 году вместе с архитектором В. Нагорным и художником Юлианом Понкевичем выступил инициатором создания «Общества украинских художников для расцвета русского искусства». Это Общество не только пропагандировало украинское искусство, но и занималось вопросами обеспечения художников работой, предоставляло им материальную помощь.
В 1899 году в городе состоялась первая персональная выставка художника. Представленные на ней почти сорок портретов и пейзажей к концу работы выставки были практически все распроданы.

Иван Труш Украинская хата.

Труш стал известным в городе публицистом и художественным критиком, он часто выступал на страницах газет «Дело» и «Молодая Украина», журналов «Литературно-научный вестник», «Будущность» «Украинские наблюдения» с рецензиями, критическими заметками и статьями, в которых анализировал культурные события и писал о перспективах развития культуры.
В 1905 году Труш вместе с композитором Станиславом Людкевичем (12 (24) декабря 1879 – 1979), ставшим впоследствии доктором музыкознания в Вене (1908) и народным артистом СССР (1969), на собственные средства начал издавать первый в Украине искусствоведческий журнал «Артистический вестник», который просуществовал, увы, всего год.
В этом же 1905 году Труш активно участвовал в организации І Всеукраинской выставки во Львове.

Иван Франко

Во Львове Труш подружился с великим украинским писателем, поэтом и драматургом Иваном Франко (27 августа 1856— 28 мая 1916), они познакомились еще в Кракове, где Иван учился в Академии, а писатель баллотировался в депутаты польского сейма. В 1904 году Труш и Франко стали основателями «Общества сторонников украинской литературы, науки и искусства». Целью Общества стала популяризация украинского изобразительного искусства и народного творчества Галиции.
Они дружили семьями, часто встречались и обменивались мнениями, художник написал более десяти портретов писателя.

Иван Труш Портрет Ивана Франко.

Между прочим, Франко очень критично относился к творчеству младшего друга. После первой персональной выставки он написал: «Пейзажист-Труш вредит Трушу-портретисту. Увлеченный написанием световых эффектов на лице, он не имеет времени уловить характерные черты лица портретируемого и его живое выражение. Зато при этом пейзажист из Труша получился действительно необычный».
Впрочем, и пейзажи художника Франко критиковал, упрекая Ивана в том, что «в его львовских пейзажах нет почти ничего галицкого»: «Почти на всех видах коряги орешника, ели на переднем плане, нарисованные очень красиво и эффектно. Но самого Львова или не видно совсем, или видно настолько, что беспристрастный зритель никогда не поймет, что это Львов».

Иван Труш Портрет Ивана Франко. 1930 г.

Через 24 года после смерти Франко Иван Труш создал портрет писателя, который в советское время стал хрестоматийным и печатался во всех книгах и учебниках.

НОТШ

С первых месяцев жизни во Львове Иван Труш начал активно сотрудничать с научным Обществом имени Тараса Шевченко. По заданию НОТШ художник выезжал на Восточную Украину, где установливал контакты с художниками и деятелями культуры.
В 1900 году по заказу Общества художник отправляется в Киев, чтобы написать портреты украинских деятелей культуры — искусствоведа Дмитрий Антоновича (1877—1945), писателя, историка и этнографа Александра Кониского (6 августа 1836 — 29 ноября 1900), филолога и этнографа Павла Житецкого (23 декабря 1836 — 5 марта 1911), композитора, дирижёра и фольклориста Николая Лысенко (10 марта 1842 – 24 октября 1912) и писателя Ивана Нечуя-Левицкого (25 ноября 1838 – 15 апреля 1918).
Очарованный Киевом, Труш создает целую серию этюдов, на которых изображает Софийский собор, Владимирскую горку, Памятник Богдану Хмельницкому, Днепр и др.

Иван Труш На Днепре.

Заместитель директора по научной работе Львовского национального музея им. Андрея Шептицкого Оксана Белая рассказывала: «Сначала он рисовал небольшие этюды, посвященные Киеву, Днепру, его живописным склонам, наполненные гармонией и контрастами цвета, смелым обобщением природных и архитектурных форм. К панораме могучей реки художник возвращался неоднократно, трактуя ее в различных композиционных решениях. В целом известно около 180 его произведений с видами Днепра».

Леся Украинка

Будучи в Киеве, художник по собственной инициативе решил написать портрет еще одной великой своей современницы – поэтессы Леси Украинки (настоящее имя – Лариса Петровна Косач-Квитка, 25 февраля 1871 — 1 августа 1913).

Иван Труш Портрет Леси Украинки. 1900 г.

Труш уговорил ее позировать ежедневно по два часа в зале городского музея. На дорогу в музей и обратно, из одного конца Киева в другой, Леся Украинка, к тому времени уже больная костным туберкулезом, тратила по три часа. Интересная деталь, но и жених поэтессы, и ее будущий муж тоже были больны туберкулезом. Возлюбленный Леси, выпускник Киевского университета святого Владимира СергеЙ Мержинский умер от туберкулеза в 1901 году, после чего поэтесса стала носить до конца чёрные траурные одежды. Даже после свадьбы с музыковедом — фольклористом Климентом Васильевичем Квиткой (4 февраля (23 января) 1880 – 19 сентября 1953 года), который тоже был болен туберкулезом, но переехав с женой в Крым, сумел победить болезнь, он пережил жену на 40 лет.
Труш вспоминал, что когда через несколько месяцев Леся Украинка приехала во Львов и увидела готовую работу, то сказала: «Не знаю почему, но мне почему-то смешно на это смотреть!»
Историки подтверждают, что портрет ей не очень понравился, поскольку она выглядела на нем «слишком официально». Кстати, именно поэтесса познакомила Ивана с его будущей женой.

Семья

История любви Ивана Труша и Ариадны Драгомановой (1877-1954) очень романтична.
Девушка была младшей дочерью историка, философа и фольклориста, считающегося основоположником украинского социализма, Михаила Петровича Драгоманова (18 августа (30 августа) 1841 – 20 июня (2 июля) 1895).
Впервые художник увидел будущую невесту на фотографии в доме литературного критика Михаила Павлика. Влюбившись в черты лица молодой деаушки, Иван тут же набросал ее портрет на своей визитке. Именно на вечере в доме Павлика Труш познакомился с Лесей Украинкой, во время сеансов он выяснил, что «прекрасная Незнакомка» на фото доводится поэтессе двоюродной сестрой (на той фотографии они были сняты вместе).

Та самая фотография (Леся Украинка и Ариадна Драгоманова).

Летом того же 1900 года мама Леси Украинки пригласила художника погостить в семейной усадьбе Драгомановых-Косачей на полтавском хуторе Зеленый Гай. Там и произошла встреча будущих супругов, которая, как в романах, «родила обоюдную любовь с первого взгляда».
Практически все лето художник провел в гостях, много писал, нарисовал лесные первую, по его собственному мнению, удачную картину — «Одинокую сосну», ставшую началом целого «соснового» цикла, и вернулся во Львов уже обрученным.

Иван Труш Пруд.

Надо отметить, что Ариадна Драгоманова была интеллигентной и высокообразованной девушкой. Она имела хороший музыкальный слух, отлично играла на фортепиано. Окончив университет в Софии, продолжила образование в парижской Сорбонне. Историки пишут, что по своей ментальности она была европейкой, и украинцев, особенно в Галиции, считала «другой нацией» (другими словами – мужичьем – Прим. мое).
Но 32-летний галичанин сразу покорил девушку своей эрудированностью, знанием нескольких языков, галантностью и умением увлекать разговором. Позже она скажет, что Иван «пленил ее всем, чем может пленить кого-либо образованный человек».

Иван Труш Портрет А. М. Труш-Драгомановой, жены художника. 1906 г. Донецкий худ.музей

Роман влюбленных продлился три года. Ариадна вернулась к учебе в Сорбонне, Иван – во Львов.
В многочисленных письмах они описывали друг другу события своей жизни и постоянно признавались в любви. Историки утверждают, что художник практически заставил свою будущую жену закончить учебу, поскольку после знакомства с Трушем Ариадна хотела бросить университет, чтобы быть рядом с любимым.
Свадьба 35-летнего Ивана Труша и 26-летней Ариадны Драгомановой состоялась в 1903 году.
Научное общество имени Шевченко предоставило молодой семье под жилье и мастерскую несколько комнат в своем доме в центре Львова.

Семья Ивана Труша (слева направо) — жена Ариадна, Людмила Драгоманова (на руках сын Мирон), Анна Труш, Иван Труш (на руках старшая дочь Ариадна).

Вскоре после женитьбы, в 1904 году, влюбленный художник написал один из самых известных портретов Ариадны. Младший научный сотрудник художественно-мемориального музея Ивана Труша Людмила Спивак рассказала, что Труш «написал целую серию портретов своей жены, выполненных с особой нежностью и занимающих особое место в галерее его женских образов.

Иван Труш Портрет жены 1904 г.

Идея создания этого портрета родилась спонтанно, во время возвращения домой в трамвае после посещения театра». Влюбленный художник был впечатлен слегка затененным вуалью лицом жены, загадочным взглядом ее глаз и едва заметной улыбкой на устах. Уже на следующий день Иван воспроизвел этот образ на холсте.
Квартируя в помещении, предоставленном НОТШ, Труш приобрел земельный участок на окраине города под постройку дома. Собственных сбережений ему хватило только на закладку фундамента, поэтому художнику пришлось брать в банке ссуду в 12 тысяч крон, из-за высоких процентов Труш был «в плену у банка» почти до самой смерти. Дом был спроектирован архитектором Александром Лушпинским, с которым Труш дружил, в модном тогда стиле модерн. Новоселье семья справила в 1910 году, художник посадил вокруг дома несколько сосен, которые растут до сих пор. В этом доме Труш прожил с семьей до самой смерти. На первом этаже находились кухня-столовая, детская комната и спальня, а второй этаж художник забрал себе – там находилась его мастерская, из которой лестница вела прямо в сад, где Труши всегда гостеприимно принимали друзей.
При этом, как пишут историки, часть своей мастерской художник отгораживал ширмами и пускал туда «на постой» студентов медицинского института. Это говорит о том, что семья при огромной значимости ее главы, никогда не жила богато.
Зам. директора Национального музея Оксана Белая, которая была знакома с младшим сыном художника – Романом, рассказывала, по его воспоминаниям, что «долги за построенный в кредит дом художник выплачивал 28 лет, и вместе с тем должен был учить, одевать и кормить своих детей. Поэтому в семье бывали моменты, когда бутерброд для детей в гимназию состоял из трех кусков переложенного хлеба – черный, белый и черный».

Дети

В семье Ивана и Ариадны было четверо детей: старшая дочь Ариадна (1906-1984), названная в честь матери, сын Мирослав, дочь Оксана и сын Роман.
Младший сын Роман (1914-1998) оставил воспоминания. В них он рассказал о детстве, об отношениях с отцом, о том, что воспитанию детей в семье уделялось огромное внимание, несмотря на то, что отец был постоянно занят творчеством и общественными делами.
При любой занятости, Труш умел распределить свое время, чтобы уделить внимание детям. Роман вспоминал, что «однажды морозной зимой, когда сестра Оксана заболела ветрянкой, отец, заботясь о здоровье остальных детей, отвез ее в больницу и оставался там с ней до тех пор, пока ей не стало легче».
Художник организовывал для детей и их друзей праздники, поездки на каникулах на природу, а когда дети повзрослели, то и вечеринки, на которых веселился и дурачился наравне с ними.

Иван Труш Детский портрет.

Особо гордился Иван Иванович своими сыновьями. Мирослав и Роман занимались спортом, любили футбол и хоккей. На спортивном поприще они добились немалых успехов: Мирослав стал известным хоккеистом и входил в сборную Украины, а Роман в составе сборной Польши стал чемпионом мира по стрельбе из лука. По словам Романа, отец не раз говорил, что, «если бы он мог достичь таких высот, каких достигли его сыновья, то был бы счастлив».
Династию Трушей продолжила единственная дочь Романа, живущая ныне в Польше. Больше наследников по линии детей у известного художника нет.

Путешествия

Труш очень любил путешествовать, хотя за пределы любимой Галиции выезжал всего несколько раз. Оксана Белая рассказывала, что эти поездки очень положительно влияли на его творчество.
Из путешествий он привозил новые впечатления и большое количество этюдов, которые потом воплощались в законченные полотна.

Иван Труш Настурции.

Впервые он совершил длительную поездку в 1901 году по восточной Приднепровской Украине, где начал несколько пейзажных серий, к темам которых возвращался в течение всей жизни.
В 1903 году художник впервые отправился в Крым, где часто лечилась его будущая родственница – Леся Украинка. Крымское побережье ему не понравилось, о чем он написал своей невесте во Францию. Тем не менее, из Крыма Труш привез около 25 этюдов, на большинстве которых изображены пейзажи в лунном свете. До 1904 года он еще дважды приезжал в Крым на пленэр, задумав создать цикл иллюстраций к «Крымским сонетам» любимого им польского поэта Адама Мицкевича.

Иван Труш Крымский пейзаж.

Постоянными «спутниками» художника в любом путешествии были переносной мольберт, раскладной стул («чтобы в случае, если ему захочется что-то зарисовать, было на что сесть») и фотоаппарат, который в то время считался дорогим удовольствием. Из «триединства» — эскизы, фотографии «натуры» и личные впечатления – и рождались многие его картины.
В 1902 году Труш побывал в Италии. Своей невесте он писал: «В этом крае мотивов для рисования очень много. Однако не испытал я в Риме ни минутки удовольствия, которые я испытал в Киеве, на Сырце, или в Крыму. Все здесь перемешано с грохотом телег, пылью и страшной физической усталостью. Самой приятной минутой моего пребывания в Риме будет та, когда я буду уезжать». И все же те самые пыльные старые римские дороги стали темой многих зарисовок, которые затем были отображены в большом полотне «Виа Аппиа».

Иван Труш Итальянский пейзаж.

Второй раз художник побывал в Италии в 1908 году, на этот раз – в Венеции. Там была написана серия солнечных картин с красивыми старинными зданиями, отражающимися в воде многочисленных каналов.
В 1912 году при финансовой поддержке семейного врача Тадея Соловья, Труш отправляется на Ближний Восток, о котором был много наслышан от Леси Украинки, неоднократно проходившей лечение в Каире. Два месяца художник прожил на Востоке, жил в Каире, затем совершил поездку в Иерусалим.

Иван Труш Египетский пейзаж.

Чтобы быть ближе к природе, Труш из городского отеля переехал в египетскую деревню и нанял себе проводника – молодого араба Али, которого не раз изобразил на своих этюдах. Вместе они изъездили на верблюдах и ослах полстраны.

Иван Труш у сфинкса, Египет, 1912 г.

Иван Труш Молодой араб.

Вот как рассказывал сам художник о поездке к египетским пирамидам в Саккару и Мемфис: «Взял я рано корзину с едой в гостинице и выехал с проводником в дорогу. Меня ожидала чудесная прогулка. Приехав в Гизу к пирамидам, я сел на осла, а мой проводник — на дромедара (одногорбый верблюд), и мы двинулись в путь. Через несколько минут я почувствовал, что мне неудобно на осле и пересел на дромедара. Под вечер мы выпили кофе, и после кофе мне было как-то плохо — немного тошнило от езды на верблюде, поскольку езда эта была похожа на качку на пароходе».

Творчество

Творчество художника историки обобщают одной фразой: «Тематическая палитра художника разнообразна». Действительно, Труш писал портреты, пейзажи, сюжетные картины и натюрморты, но, прежде всего, он был пейзажистом, причем, историки определяют его интимным художником-лириком, поскольку романтические пейзажи родной Гуцульщины были основной темой творчества Труша.

Иван Труш Пейзаж с деревьями.

Одним из шедевров художника историки считают его раннюю работу «Закат в лесу» (1904), написанную на хуторе Зеленый Гай. Позже художник не раз пытался повторить такой же эффект света, но так и не смог передать такую же эмоцию от заходящего солнца. Вообще, Труш любил повторы-вариации тем в своих работах, при этом постоянно развивал и изменял их.

Иван Труш Тополя.

Известный украинский литературовед и фольклорист Михаил Мочульский так написал о художнике: «Если бы мне пришлось кратко охарактеризовать Ивана Труша, я назвал бы его поэтом солнца. Солнце с неисчерпаемыми сокровищами светящихся эффектов доминирует на каждом его рисунке. Солнце было его идолом, а он – его жрец и громогласный певец».

Иван Труш Заход солнца над заливом.

Впрочем, такое определение подходит, скорее всего, раннему периоду творчества. В начале 1920-х годов, когда стали уходить друзья и единомышленники, романтизм и мечтательность ранних картин сменили одиночество и печаль.

Иван Труш Одинокая сосна. 1919 г.

Любимым мотивом картин художника стала одинокая сосна, как пишут искусствоведы, «не среди роскошной зелени или колосящейся степи, согретая солнцем, а нередко покосившаяся ветром, ютящаяся на обочинах и склонах». Образ одинокой сосны историки считают символом самого художника.
Возвращаясь к разнообразной тематике творчества Труша, стоит упомянуть о его более чем 350 портретах выдающихся деятелей украинской культуры. А еще о пейзажных циклах «Из жизни пней и деревьев» (1929) и «Луга и поля», которые художник писал в течение всей жизни, и о колоритных жанровых картинах – от «Веснянок» и «Трембитарей» (Играющие на трембитах) до «Арабов в дороге» и «Арабских женщин».

Иван Труш Трембитари.1905 г.

Иван Труш Веснянки.

Послесловие

Творчество Ивана Труша еще при жизни художника было представлено на множестве выставок украинских и польских художников в Киеве, Львове, Полтаве, Кракове, Познани, Варшаве, Лондоне, Вене и Софии.
Иван Труш считается одним из ярких украинских художников-импрессионистов, положивших начало возрождению украинской живописи в Галиции. Впрочем, музейный работник Оксана Белая утверждает, что сам Труш «никогда не называл себя импрессионистом, считая реалистом, но влияние импрессионизма, который он вынес из Краковской академии искусств, всегда присутствовало в его работах именно как умение схватывать первое впечатление».

Иван Труш Гуцулки у церкви.

После Первой мировой войны Львов отошел к Польше и материальное положение художника ухудшилось. В последние годы жизни он почти совсем потерял слух и с родными общался посредством записок.
22 сентября 1939 года Львов по пакту Молотова-Риббентропа отошел Советскому Союзу, и город заняли советские войска. Поожить при Советах и освоить жанр соцреализма Труш «не успел» — художник умер 22 марта 1941 года. До последнего дня он работал над картиной «Скалы над морем», используя сделанные в молодости этюды и фотографии крымского побережья.
Похоронили Ивана Труша на Лычаковском кладбище Львова, в гроб положили любимые предметы художника — этюдник и раскладной стул.
В этом же году, еще до начала Великой Отечественной войны во Львове провели большую ретроспективную выставку работ Труша. Историки утверждают, что во времена немецкой оккупации Львова картинами Труша откупались от немцев.
Творческое наследие художника насчитывает более 6 тысяч картин и рисунков. Кроме того, исследователь творчества Труша Юрий Ямаш утверждает, что в частных коллекциях в Украине и за рубежом насчитывается около пяти тысяч подделок «под Труша», которые стали появляться еще при жизни художника, при том, что Труш нигде не преподавал и никогда не имел учеников.

Иван Труш Гуцулка с ребенком.

Сам художник так говорил о своем творчестве: «Солидных картин я написал всего несколько штук, все они проданы во Львове. Этюдов моей кисти в течение 42 лет, после окончания Академии, нарисовал почти шесть тысяч. Естественно, не зачисляю сюда триста фальсификатов, подписанных моим именем». Как видите, количество подделок от трехсот при жизни художника выросло сейчас до пяти тысяч. Иногда художник сам случайно встречал в художественных салонах те самые «фальсификаты» и требовал, чтобы их сняли с продажи.
Большие коллекции произведений Труша хранятся во Львовском Национальном художественном музее и художественно-мемориальном музее художника, который в 1986 году был открыт в доме, где Труш прожил более тридцати лет.

Музей Ивана Труша во Львове.

Фрагменты экспозиции:

Особняк, находящийся на улице его имени, завещали Львовскому Национальному музею дети Труша – Ариадна и Роман.
Рядом с музеем в 1999 году был открыт памятник художнику. Фигура Труша была «скопирована» с фотографии, сделанной в 1912 году в Египте возле одного из сфинксов.

Памятник Ивану Трушу во Львове.

На постаменте написано: «Нам надо стоять … ногами на нашей земле, председателем быть в Европе, а руками обхватить как можно шире дела украинской нации. Иван Труш».
Имя Ивана Труша носит Львовский колледж декоративного и прикладного искусства, основанный в 1876 году. В 2009 году Национальный музей им. Андрея Шептицкого во Львове широко отметил 140-летие со дня рождения художника.

Иван Труш Гагілки 1921 г.

В материале использованы мои переводы с украинского языка следующих источников:
статей Олеся Коломийчука в газете «День» (декабрь 2010), Дениса Мандзюка в «Газете по-украински» (январь 2009) и статьи в газете «Новый взгляд» (2011). А также статьи Олеси Андриенко в газете «Комсомольская правда» (2009) и Людмилы Носаревой в газете «Зеркало недели» (апрель 2004).

Картины и фотографии найдены на сайте украинского Радио «Воскресение» и в картинной галерее Виктора Далиева.

 

Источник: Парашутов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Comments

Comments are closed.