Украинский свадебный обряд



В народных обычаях и приметах сохраняется значительная часть языческого наследия - традиции целительства, песенные и рифмованные заговоры, использование трав и зелий, и конечно, свадебные ритуалы, которые до сих пор имеют место быть. В Украине все это очень заметно, живо до сих пор, хотя и не всегда понятно самим участникам ритуала. Спрашиваю мать невесты - а почему вы говорите, что первую шпильку в прическу должна вставлять сестра? Отвечает - ну, так старі люди кажуть, бабця сказала... Как визажист, я работаю с невестами и часто слышу очень экзотические правила, которые должна выполнять молодая, например :когда делают прическу, она должна сидеть на стуле, под который поставлено ведро с водой - воду потом выливают во дворе под плодовое дерево ( тут смысл вполне понятен - плодородие), в волосы под фату нужно прицепить как минимум булавку, для самых отвязных - головку чеснока ( от сглазу и порчи), шпильки в прическу должна вставлять сестра, если она есть (острые предметы не должны быть в чужих руках), "под фату" нельзя никого впускать - когда шнуруют корсет сзади, фата уже пришпилена на голове невесты и ложится на того, кто стоит рядом - этого не долджно быть иначе семья развалится из-за разлучницы. Иногда такого наслушаешься, что впору самой книжку написать - обо всех свадебных приметах и правилах, и это будут только приметы моего региона, а сколько их по всей Украине сохранилось...

"Украинское слово «весілля» происходит от названия солнечного праздника «въселія», которое отмечалось каждую фазу солнцестояния определенными
ритуалами.
Именно до таких ритуалов принадлежали и брачные обряды. Празднуя весеннее пробуждение, люди сами чувствовали неуемное желание любить,
создавать семью и продолжать род. Потому и значительное большинство свадеб отмечалось именно в пору весеннего и летнего солнцестояния, меньше —
осеннего и зимнего. Только после введения христианства свадьбы стали отмечать преимущественно осенью, когда окончены все летние роботы и собран
урожай. Кроме того, весеннее солнцестояние почти всегда совпадает с большим постом, во время которого супружеская жизнь строго запрещалась.
Таким образам, свадьба весеннего солнцестояния, которые все время согласовывались с циклами природы, постепенно переместились и были подчинены
церковному календарю.

О том, что свадьба посвящалась солнечным богам, свидетельствуют атрибуты и символы, которые на протяжении веков присутствовали в свадебном
обряде украинцев: Каравай, свадебные свечки, веночки, веточки и т.д.
Таким же остатком древнего богослужения есть обычай сиденья молодых на
вывернутом мехом вверх кожухе или овечьей шкуре, а также свадебный костер перед входом молодой во двор молодого, выливание вина на пол (жертва),
и колупание печи молодою на сватанье. Жертвами Богам — покровителям брака, были обряды резанья Каравая, обрезания волос молодой, а давние
свадебные песни — своеобразные молитвы, обращенные к этим Богам. Позднее до гимнов молитв добавлялись вполне земные мотивы, пожелания молодым
счастья. Одной из самых древних свадебных песен, которая дошла до нас в нескольких вариантах, есть песня, обращенная до Дажбога.

В Украине долгое время преобладали традиции народных свадебных обрядов, церковное же венчание стало обязательным только в XIX веке. Сохранилось
немало церковных записей об обязательности церковного венчания, но венчание постоянно игнорировались народом. О недоверие к церковному венчанию
свидетельствуют и те факты, что церковь святила многоженство князей и бояр, которые имели по три, четыре жены, причем обвенчанные. Церковный
брак, в то время, не был для украинцев «таинством», а только юридическим актом, который мог составляться заблаговременно. Молодые после венчания
могли проживать отдельно по два и больше лет, пока не отмечали свадьбу. Церковное венчание игнорировалось и в начале XVI века. Только в 1774 г.
священный синод выдал «высочайший указ», который вводил церковное венчание, как обязательный акт и приписывал наложение анафемы на тех, кто
будет нарушать церковный обряд. Даже тех, кто после венчания будет жить раздельно, было приписано карать как за нарушение супружеской верности.

Только в XIX веке церковь уступила народному обычаю тем, что разрешила венчаться в день свадьбы, таким образом, были соединены народный и
церковный брак.

Обряды украинской народной свадьбы разделяются на три периода: досвадебный, сама свадьба, послесвадебный. Перед свадьбой как правило отмечают
сватанье, смотрины, помолвку.

Каравай.
Выпекание свадебного каравая сопровождалось специальными ритуалами, и было важнейшей частью свадебного обряда. С выпеканием Каравая
связано много поверий и правил. Он был обязателен при первом браке, вдовам и вдовцам каравай не выпекали. Каравайницами были женщины, которые
были счастливы в браке, девушки и вдовы не допускались. Весь процесс от замешивания теста до выпекания каравая сопровождался специальными
песнями. Кроме каравая, выпекали шишки, которые были символом плодородности, которыми одаривали всех гостей. Также как свадебные ритуальные
атрибуты выпекались калачи и печенье разной формы (в виде коровок, лошадок, петушков и т.д.). Печеньем угощали детей.



Ветка.
Ветка плодового или соснового дерева, украшенная цветами, ленточками, калиной. В некоторых районах, в основном на юге страны, веточку
обвивали тестом и запекали в печке. На протяжении всей свадьбы веточка, что символизирует девичью красоту, стояла на столе. По окончанию свадьбы
дружки разламывали по кусочку веточки, которую еще называли «девованием».


Посад.
Составлялся с нескольких частей. Первый посад молодого и молодой осуществлялся преимущественно порознь в доме каждого из молодых. Этот обряд
символизировал уважение культа домашнего очага, культа предков. Молодых выводили на посад, подавая им в руки платочек, садили на кожух в углу.
Перед посадом каждого из молодых благословляли родители. В некоторых районах невесте, которую вели на посад, дорогу устилали сувоями полотна.
Второй посад был общим для обеих молодых на свадьбе. Третий посад — это посад молодой невесты после брака, что символизировало переход молодой
из девичьего состояния до состояния женщины. На посад приглашали, как правило, маму, брата, старост, бояр и т.д.

Расплетины.

Этот обряд осуществлялся перед свадьбой или же в день свадьбы. Невесту садили на кадку покрытую кожухом. Расплетали братья или все члены
материнского рода по очереди. Потом на голову молодой одевали венок. Этот обычай символизировал девичью чистоту: расплетают косу родные, а не
чужие руки.

Свадьба начинается в доме каждого из молодых. Дальше жених собирал так называемый «поезд» из своих бояр, дружков, неженатых парней, свах
(замужних женщин), светелок и т.д. Количество свадебных чинов зависело от состоятельности семьи и от количества гостей. В это время в доме
молодой осуществлялось одаривание невесты. Поезд молодого, собираясь к невесте, обходил трижды вокруг стола или вокруг кадки.
"Перед молодим несуть гілку дерева, яку називають "гільцем." Мати молодої, одягнена у вивернутий вовною назовні кожух 66, зустрічає молодих
перед порогом з хлібом-сіллю, тримаючи його в руках, вкритих кожухом, а весільний хор співає:

Що то вийшло кострубатого?
Що то вийшло волохатого?
Який кожух волохатий,
Такий буде зять багатий."


"Мать благословляла жениха и осыпала его овсом, чтобы был богатым. Каждый участник свадебного поезда имел свои обязательства. По дороге,
посторонние парни иногда останавливали свадебный поезд и устраивали, так называемую, «перейму»: ставили стол с хлебом-солью и, остановив
свадебный поезд, требовали от молодого выкуп. Жених должен был угостить парней. Вход свадебного поезда жениха во двор невесты обставлялся
играми, что символизировали притворную битву взятия замка, которая, в конце концов, заканчивалась мирными переговорами. Когда же после обмена
свадебными калачами женихом и невестой, гости заходили в дом, осуществлялся обмен подарками между сватами, торг жениха с братом молодой за
невесту, танец молодых, танец единения двух родов, который у гуцулов назывался «колесом». По окончанию свадебного обеда отмечался обряд покрытия
головы невесты, что символизировало ее переход к женской громаде. Перед отъездом молодой в дом жениха, осуществлялся ритуальный трехкратный
обход кадки, усланной рушником с хлебом-солью. Мать выводила из двора лошадей, благословляла дочь, давала ей хлеб, курицу. Перед двором жениха
свадебный поезд переводили через ритуальный костер, на юге переливали водой. Эти обычаи — дань давней магии, что символизировала очищение огнем
и водой.

После целого ряда церемоний молодых готовили к брачной ночи. Невесту одевали в новую рубашку, свахи стелили постель, дружки или старший боярин
стояли возле каморы, где будут спать молодые. Утром свахи осматривали рубашки и постель молодых. Если девушка оказалась честной, то праздник не
знал границ, присутствующие скакали по столам, лавкам, кричали и пели. Матери девушки посылали подарки и известие о счастливом завершении
брачной ночи, благодарили за дочку. Если же девушка оказывалась нечестной, праздник прекращался, и начинались песни, которые сквернили род
молодой. Иногда на родителей девушки одевали соломенные хомуты, на этом свадьба и заканчивалась. В некоторых районах парни вешали белый флаг на
самое высокое дерево, который означал девичий позор. Тогда брат девушки должен был лезть на дерево, что бы снять этот флаг, но ему всячески
мешали, насмехались (Киевский край).

Когда же свадьба заканчивалась счастливо, на утро приглашались родители девушки до родни молодого. Здесь снова начинался банкет, одаривание
молодых, которое сопровождалось песнями. В понедельник также отмечался ритуал очищения водой, который позднее сменился принесением молодой воды
из криницы и умывание молодых и всех гостей. В этот день было много веселий с переодеванием, пели шутливые песни. Преобладала красная символика:
пояса, ленты, красные платки или запаска молодой, даже горилку подкрашивали красным соком. Все должно было символизировать рождение семьи. В
этот же день разделяли каравай. Во вторник отмечались гуляния под названием «цыганщина», когда люди переодевались, крали курок и т.д.
Праздновали исключительно взрослые, дети и молодеж не принимали участия в этих развлечениях."

источник

Если хочешь построить корабль, то не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря...

Антуан де Сент-Экзюпери